Проблема незаконного оборота промышленной продукции сегодня приобретает наибольшую актуальность, поскольку незаконный ввоз, производство и оборот контрафактной и фальсифицированной продукции, не только способствует недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, но и наносит ущерб экономике государства и престижу страны, вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и происхождения продукции, может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя.
Понятие «контрафактной» продукции определено в п.1 ст.1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) – «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
Определение понятия «фальсификации» дано в Федеральном законе Российской Федерации от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» — «фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия — пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».
Анализируя соотношение понятий, «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция, необходимо отметить, что контрафактная продукция всегда одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция (не соответствующая представленной о ней информации с заведомо измененным составом) может не являться контрафактной.
Проблематика незаконного оборота промышленной продукции значительно затрагивает следующие отрасли промышленности: пищевая, фармацевтическая, медицинская, легкая, топливная, лесная, автомобильная, производство строительных материалов.
Основные способы незаконного оборота промышленной продукции осуществляются за счет:
— несоответствия состава, свойств продукта заявленным характеристикам;
— подделки под известные бренды;
— производства под собственным товарным знаком продукции, которую потребитель может принять за известный бренд в силу схожести названия и оформления;
— несанкционированного, неучтенного тиражирования товара;
— импорт оригинального продукта без ведома правообладателя.
В случае возникновения у потребителя хотя бы малейшего подозрения, что перед ним продукция сомнительного происхождения, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» он вправе потребовать от продавца расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы, а также возмещения других убытков, причиненных в результате продажи товаров ненадлежащего качества.